39

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28.03.2012 № Д23и-949

о порядке предоставления лесных участков

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение по вопросу о порядке предоставления лесных участков, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России      не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г.             № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
При этом, по информации, представленной Росреестром, в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на лесной участок площадью 1,33 га (далее - лесной участок), права на который заявлены                 к государственной регистрации.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г.              № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При этом, как следует из пункта 2 статьи 4.1 Вводного закона, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет.
Статья 4.4 Вводного закона устанавливает, что в случае, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков              в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку                        в соответствии с Законом о регистрации.
По представленной Росреестром информации, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является предоставленный в аренду лесной участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Вводного закона, частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы                    в соответствии с Законом о регистрации, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в  государственный                             кадастр недвижимости    сведений    о    недвижимом    имуществе,    которые

подтверждают существование такого недвижимого имущества                             с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, учитывая, что в отношении исходного лесного участка осуществлен государственный кадастровый учет, при разделе такого лесного участка положения пункта 1 статьи 4.1 Вводного закона                                 не применяются.
В рассматриваемом случае, по мнению Департамента недвижимости, речь идет об образовании земельных участков и их государственном кадастровом учете в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Законом о кадастре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса,                     за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса, необходимы в том числе кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
В указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса решениях               об образовании земельных участков должны быть указаны в том числе сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки) (пункт 4 статьи 11.3 Земельного кодекса).
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).

Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об исходном земельном участке осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованный из него земельный участок (часть 3.1 статьи 24 Закона о кадастре).


Директор 
Департамента недвижимости                                                                       А.И. Ивакин

Сайт Admin

Поделиться

40

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23.03.2012 № Д23и-909

По вопросу образования земельных участков, связанным с разделом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с разделом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями                        по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применений.
Вместе  с  тем  полагаем   возможным  по  затронутым  в  обращении вопросам отметить следующее.
Общий порядок образования земельных участков регулируется Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом действующее законодательство не ограничивает способы образования земельных участков, в том числе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.
Таким образом, преобразование земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, может осуществляться любым из указанных             в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации способов, в том числе путем раздела такого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности, на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона об обороте, владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляется в соответствии               с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 14 Закона                 об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности при обращении              с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество                       в отношении земельного участка.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 14.1 Закона об обороте общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.
Таким образом, имеется противоречие между положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Законом об обороте в части документов, являющихся основанием для раздела земельного участка.           По мнению Департамента недвижимости, учитывая, что отношения, связанные с владением, пользованием распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Законом об обороте, раздел земельных участков, указанных в обращении, проводится на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если общим собранием участников долевой собственности, которое              в соответствии со статьей 14 Закона об обороте считается правомочным, принято решение о преобразовании земельного участка, находящегося              в общей долевой собственности, соглашение об образовании земельных участков не требуется. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи, когда земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 4, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России              от 4 февраля 2010 г. № 42, при разделе ранее учтенного земельного участка, которому при осуществлении государственного кадастрового учета присвоено наименование «единое землепользование» (далее - единое землепользование), с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного   единого   землепользования,     либо     в     случае     раздела     земельного     участка,. ■ 

входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером                     в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости,              в рассматриваемом в обращении случае при разделе земельного участка, представляющего собой единое землепользование, исходный земельный участок сохраняется в измененных границах с прежним кадастровым номером при условии, если после преобразования в составе данного единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.
В отношении правомерности принятого органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков сообщаем, что содержащейся в обращении информации недостаточно для подготовки обоснованного ответа по данному вопросу.



Директор
Департамента недвижимости                                                                А.И. Ивакин

Сайт Admin

Поделиться

41

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12.03.2012 № Д23и-799

О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи   с уточнением местоположения его границ на основании решения суда

Департамент недвижимости Минэкономразвития  России  (далее – Департамент недвижимости)   рассмотрел    обращение   об   осуществлении   государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи   с уточнением местоположения его границ на основании решения суда и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению   на   всей   территории    Российской    Федерации.    Неисполнение


судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных                  с защитой права собственности и других вещных прав» решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
При этом, прилагаемое к обращению решение суда не содержит прямого указания органу кадастрового учета на осуществление государственного кадастрового учета изменений земельных участков в связи с изменением площадей земельных участков и (или) изменением описания местоположения границ таких земельных участков, в том числе земельного участка                        с кадастровым номером ________.
Согласно пункту 2 части I статьи 22 Федерального закона                       от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания, местоположения его границ в орган кадастрового учета вместе с заявлением должен быть представлен межевой план.
Вместе с тем согласно пункту 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России                          от 24 ноября 2008 г. № 412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером _______ в соответствии с Решением суда может быть осуществлен на основании представленных в орган кадастрового учета соответствующего заявления и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, в том числе межевого плана, подготовленного на основании решения суда, копия которого включена в состав приложения межевого плана.
В соответствии счастью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом                    о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными                в части 3 данной статьи, в случае если в результате кадастровых                      работ      уточнено       местоположение       границ       земельного      участка,      в


отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая, что в рассматриваемом в обращении случае, местоположение границ земельных участков при выполнении кадастровых работ будет устанавливаться на основании решения суда, то по мнению Департамента недвижимости, местоположение таких границ земельного участка согласованию не подлежит.
Дополнительно сообщаем, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2011 г.         № 4275/11:
если кадастровые работы уже выполнены и их результаты представлены       в суд в виде межевого плана с актом согласования местоположения внутренних границ земельных участков, образуемых в границах ранее поставленного на кадастровый учет исходного земельного участка, подписанным всеми собственниками объектов недвижимости, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ;
если кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения экспертизы;
если по результатам кадастровых работ, проведенных по инициативе сторон или назначенных судом, акт согласования местоположения границ подписан не всеми собственниками объектов недвижимости, в том числе по причине их ненадлежащего извещения, или подписан с возражениями, суд при рассмотрении этого же дела должен разрешить возникший земельный спор по границам (статья 40 Закона о кадастре);
резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и (или) изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность в части сделки приватизации), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.



               Директор
Департамента недвижимости                                   А.И. Ивакин

Сайт Admin

Поделиться

42

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Письмо от 26.09.2014 № ОГ-Д23-7359
по вопросу заполнения технического плана в случае выявления несоответствия сведений о фактическом расположении здания на определенном земельном участке таким сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости

Тип документа:   
Дата документа:    27 октября 2014 г.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что административного порядка признания незаконными решений, принимаемых органом кадастрового учета, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) не предусмотрено.
В связи с этим, учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 26 Закона о кадастре, урегулирование указанных вопросов возможно в судебном порядке.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
По информации, представленной Росреестром:
по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним технического плана здания органом кадастрового учета принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре);
по результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним технического плана здания органом кадастрового учета принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – Решение) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
В обоих указанных случаях органом кадастрового учета выявлено несоответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в разделах текстовой и графической частей технического плана здания.
Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, во втором рассмотренном случае в Решении некорректно указано положение Закона о кадастре в качестве основания приостановления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого государственного кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
При этом, как указано выше, Решение было принято в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Учитывая положения части 1 статьи 4, части 1 статьи 16 Закона о кадастре, на момент постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости отсутствуют кадастровые сведения о таком объекте недвижимости.
Исходя из комплексного анализа положений Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 403 (далее – Требования), сведения, содержащиеся в разделах текстовой части технического плана, должны соответствовать сведениям, содержащимся в разделах графической части технического плана.
Согласно пункту 45 Требований в случаях, когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в состав технического плана включается раздел «Заключение кадастрового инженера», в котором приводятся результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии).
Таким образом, если в ходе кадастровых работ установлено, что фактическое местоположение здания относительно границ земельного участка будет не соответствовать таким сведениям при внесении их в государственный кадастр недвижимости (то есть в государственном кадастре недвижимости содержится техническая или кадастровая ошибка в сведениях о местоположении границ такого земельного участка либо смежного земельного участка), по мнению Департамента недвижимости, в соответствующих разделах технического плана необходимо указывать сведения о фактическом местоположении здания в границах земельного участка, а также в соответствии с пунктом 45 Требований отразить информацию о таком несоответствии в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана.
При этом, в указанном случае орган кадастрового учета при внесении таких сведений в государственный кадастр недвижимости, по мнению Департамента недвижимости, должен исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости либо, при отсутствии технической ошибки, принять предусмотренное частью 5 статьи 28 Закона о кадастре решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направить его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке.
Необходимо отметить, что позиция Росреестра по указанному вопросу совпадает с мнением Департамента недвижимости.
Технические или кадастровые ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков исправляются в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о кадастре.
Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре если при постановке на государственный кадастровый учет или при государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее – смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 Закона о кадастре.
В дополнение сообщаем, что позиция Департамента недвижимости по вопросу заполнения технического плана в случае выявления при выполнении кадастровых работ несоответствия фактического расположения здания на определенном земельном участке содержится в письме от 14 марта 2013 г. № ОГ-Д23-1240
(размещено на официальном сайте Минэкономразвития России).

http://economy.gov.ru/minec/activity/se … 201410276#

Сайт Admin

Поделиться

43

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14.03.2013 № ОГ-Д23-1240

Об обоснованиях принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по причинам отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, на котором расположено здание, сведений об описании местоположения границ земельного участка, на котором расположено здание, а также расположения здания в границах нескольких земельных участков


Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Информации, изложенной в обращении, недостаточно для подготовки обоснованного ответа (в частности не указаны кадастровый номер объекта недвижимости, реквизиты заявления о государственном кадастровом учете, решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета).

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принимаются органом кадастрового учета в соответствии с правилами статей 26, 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Законом о кадастре не предусмотрены основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости по причинам отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, на котором расположено здание, сведений об описании местоположения границ земельного участка, на котором расположено здание, а также расположения здания в границах нескольких земельных участков.

Учитывая положения пунктов 12, 35 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 403 (далее – Требования), раздел «Характеристики здания» технического плана может заполняться в соответствии с:

разрешением на ввод здания в эксплуатацию, проектной документацией или техническим паспортом здания;

декларацией, составленной и заверенной правообладателем здания (далее – Декларация);

кадастровой выпиской о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровым планом соответствующей территории;

иными документами, предусмотренными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 38 Требований, если здание расположено на нескольких земельных участках, в соответствующей строке графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» технического плана через запятую указываются кадастровые номера всех таких земельных участков.

Согласно пункту 53 Требований раздел «Схема расположения здания на земельном участке» технического плана (далее – Схема) предназначен для отображения местоположения здания относительно границ земельного участка, а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка. На Схеме отображаются в том числе границы земельного участка, его частей.

При этом, учитывая положения пункта 50 Требований, по мнению Департамента недвижимости, границы земельного участка на Схеме отображаются при их наличии в государственном кадастре недвижимости. В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка, на Схеме отображается местоположение здания относительно границ кадастрового деления.

Принимая во внимание изложенное, по мнению Департамента недвижимости, если здание расположено на нескольких земельных участках в соответствующей строке графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» технического плана указываются:

кадастровые номера земельных участков, на которых расположено здание, вне зависимости от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении их границ;

кадастровые номера земельных участков, на которых расположено здание, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, – в случае, если сведения об одном из земельных участков, на которых расположено здание, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости;

знак «–» (прочерк), – в случае, если сведения о земельных участках, на которых расположено здание, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости;

кадастровый номер земельного участка, представляющего собой единое землепользование, (одновременно возможно указывать кадастровый номер земельного участка, входящего в состав единого землепользования, например: в границах земельного участка с кадастровым номером _______, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером _______) – в случае, если здание располагается на земельном участке, входящем в состав земельного участка, представляющего собой единое землепользование.

Кроме того, если кадастровый инженер при выполнении кадастровых работ выявил несоответствие сведений о расположении здания на определенном земельном участке, указанных в Декларации, фактическому расположению здания (то есть по сведениям декларации здание располагается на одном земельном участке, а фактически оно частично или полностью располагается на другом земельном участке), то в соответствующей строке графы 3 таблицы раздела «Характеристики здания» технического плана необходимо указать кадастровый номер земельного участка, на котором фактически находится здание, а также в соответствии с пунктом 49 Требований отразить информацию о таком несоответствии в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана.

При этом в данном случае возможно наличие технической или кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков, которые исправляются в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о кадастре.

В дополнение сообщаем, что данная позиция Департамента недвижимости доведена до сведения Росреестра.

http://economy.gov.ru/minec/references/ … 20130325_8

Сайт Admin

Поделиться

44

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)

ПИСЬМО

О порядке раздела ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»

Д23-3040 от 2009-09-18

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Управления Роснедвижимости по Республике Алтай по вопросу особенностей раздела ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование», и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Как следует из обращения Управления Роснедвижимостн по Республике Алтай, исходные земельные участки являются ранее учтенными земельными участками, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование» (далее - единое землепользование).


Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35. В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок).
При этом согласно статье 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет изменений в отношении единого землепользования (измененного земельного участка) осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из него земельные участки.

В этом случае в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, в состав межевого плана включаются, в том числе разделы «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и «Сведения об измененных земельных участках и их частях». При этом Требованиями к подготовке межевого плана не предусмотрено включение в раздел «Сведения об измененных земельных участках и их частях» сведений о местоположении границы измененного земельного участка.

В соответствии со статьей 22,2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (а том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 22.2 Закона о Регистрации отсутствие государственной регистрации прав на измененный земельный участок не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него земельные участки.
_____________________________________________________
Раздел единого землепользования

Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35. В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок).

При этом согласно статье 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет изменений в отношении единого землепользования (измененного земельного участка) осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из него земельные участки.

В этом случае в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, в состав межевого плана включаются, в том числе разделы «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и «Сведения об измененных земельных участках и их частях». При этом Требованиями к подготовке межевого плана не предусмотрено включение в раздел «Сведения об измененных земельных участках и их частях» сведений о местоположении границы измененного земельного участка.

В соответствии со статьей 22,2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (а том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 22.2 Закона о Регистрации отсутствие государственной регистрации прав на измененный земельный участок не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него земельные участки.1)2)3)

При разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок). Это правило применяется только в случае, если после преобразования единого землепользования в его составе сохраняется не менее двух земельных участков. 4)
1) «Особенности раздела ранее учтенного единого землепользования установлены пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35. В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок).При этом согласно статье 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет изменений в отношении единого землепользования (измененного земельного участка) осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из него земельные участки.» Письмо Д23-3040 от 2009-09-18 О порядке раздела ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»
2) «В этом случае в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, в состав межевого плана включаются, в том числе разделы «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и «Сведения об измененных земельных участках и их частях». При этом Требованиями к подготовке межевого плана не предусмотрено включение в раздел «Сведения об измененных земельных участках и их частях» сведений о местоположении границы измененного земельного участка.В соответствии со статьей 22,2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (а том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.» Письмо Д23-3040 от 2009-09-18 О порядке раздела ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»
3) «В соответствии со статьей 22,2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (а том числе в результате раздела единого землепользования), за исключением земельных участков, образуемых при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также земельных участков, образуемых при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.При этом необходимо отметить, что согласно пункту 6 статьи 22.2 Закона о Регистрации отсутствие государственной регистрации прав на измененный земельный участок не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него земельные участки. » Письмо Д23-3040 от 2009-09-18 О порядке раздела ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»
4) «при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах (измененный земельный участок). Необходимо отметить, что вышеуказанное правило применяется только в случае, если после преобразования единого землепользования в его составе сохраняется не менее двух земельных участков.» Письмо Д23-671 от 2010-03-02 О разделе ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета было присвоено наименование «единое землепользование»


http://wiki.cadastre.ru/doku.php?id=doc … dela_ranee
http://wiki.cadastre.ru/doku.php?id=razdel_edinogo

Сайт Admin

Поделиться

45

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13.03.2013 № ОГ-Д23-1210

О порядке образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей и установлении критериев обоснованности возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, а также о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения


Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение от 13 февраля 2013 г., поступившее на портал Минэкономразвития России, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. О порядке образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей и установлении критериев обоснованности возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (далее – Возражения).

В соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 – 6 статьи 13 Закона об обороте на основании проекта межевания земельного участка, подготовленного кадастровым инженером. При этом, размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона об обороте.

Согласно пунктам 6, 12 статьи 13.1 Закона об обороте при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 статьи 13.1 Закона об обороте от участников долевой собственности не поступят Возражения, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Порядок оформления Возражений установлен пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 13.1 Закона об обороте Возражения направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

Таким образом, оформленные в порядке, установленном Законом об обороте, Возражения являются препятствием для дальнейшего выдела такого земельного участка и проведения кадастровых работ по подготовке проекта межевания. При этом, вышеуказанные работы могут быть возобновлены только при условии снятия Возражений по волеизъявлению лица, направившего такие возражения, или судебном порядке.

Кроме того сообщаем, что Законом об обороте не установлены критерии, а также случаи при которых Возражения необходимо относить к обоснованными либо необоснованным.

При этом сообщаем, что порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 11.2, пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков в следующих случаях:

- при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

- при образовании земельных участков на основании решения суда независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.

При этом, пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте, предусмотрено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 Закона об обороте, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется.

Таким образом, в случае образования земельного участка путем выдела, в том числе из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей, необходимо обязательное согласие на образование земельного участка, за исключением вышеуказанных случаев, предусмотренных законодательством.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об обороте договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Закона об обороте  (до 27 января 2003 г.), должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона об обороте в течение восьми лет со дня вступления в силу Закона об обороте (до 27 января 2011 г.).

При этом, каких-либо правовых последствий неисполнения вышеуказанных требований Законом об обороте не предусмотрено.

В целях приведения договора аренды земельного участка от 17 июля 2000 г. в соответствие с действующим законодательством, Департамент недвижимости полагает, что в настоящее время необходимо провести мероприятия по образованию земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об обороте и в дальнейшем, осуществить государственную регистрацию права аренды на такой земельный участок.

2. О порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 14 Закона об обороте установлено, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Перечень решений, которые участники долевой собственности могут принять на общем собрании, установлен пунктом 2 статьи 14 Закона об обороте, и является закрытым.

В частности, подпунктами 2, 4, 7 пункта 3 статьи 14 Закона об обороте предусмотрено проведение общего собрания участников долевой собственности по вопросам соответственно утверждения проекта межевания земельных участков, утверждения размера долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания, и условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Решение иных вопросов участниками долевой собственности положениями пункта 1 статьи 14 Закона об обороте не предусмотрено.

При этом, согласно статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок образуемый в счет выдела земельных долей, принадлежащих несколькими собственникам, принадлежит на праве общей долевой собственности указанным собственникам.

В соответствии с пунктом 1 стати 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

http://economy.gov.ru/minec/references/ … 20130325_7

Сайт Admin

Поделиться

46

Re: Письма Минэкономразвития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13.03.2013 № ОГ-Д23-1210

О порядке образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей и установлении критериев обоснованности возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, а также о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения



Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение от 13 февраля 2013 г., поступившее на портал Минэкономразвития России, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. О порядке образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей и установлении критериев обоснованности возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (далее – Возражения).

В соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 – 6 статьи 13 Закона об обороте на основании проекта межевания земельного участка, подготовленного кадастровым инженером. При этом, размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона об обороте.

Согласно пунктам 6, 12 статьи 13.1 Закона об обороте при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 статьи 13.1 Закона об обороте от участников долевой собственности не поступят Возражения, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Порядок оформления Возражений установлен пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 13.1 Закона об обороте Возражения направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

Таким образом, оформленные в порядке, установленном Законом об обороте, Возражения являются препятствием для дальнейшего выдела такого земельного участка и проведения кадастровых работ по подготовке проекта межевания. При этом, вышеуказанные работы могут быть возобновлены только при условии снятия Возражений по волеизъявлению лица, направившего такие возражения, или судебном порядке.

Кроме того сообщаем, что Законом об обороте не установлены критерии, а также случаи при которых Возражения необходимо относить к обоснованными либо необоснованным.

При этом сообщаем, что порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 11.2, пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков в следующих случаях:

- при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

- при образовании земельных участков на основании решения суда независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте.

При этом, пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте, предусмотрено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 Закона об обороте, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется.

Таким образом, в случае образования земельного участка путем выдела, в том числе из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей, необходимо обязательное согласие на образование земельного участка, за исключением вышеуказанных случаев, предусмотренных законодательством.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об обороте договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Закона об обороте  (до 27 января 2003 г.), должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона об обороте в течение восьми лет со дня вступления в силу Закона об обороте (до 27 января 2011 г.).

При этом, каких-либо правовых последствий неисполнения вышеуказанных требований Законом об обороте не предусмотрено.

В целях приведения договора аренды земельного участка от 17 июля 2000 г. в соответствие с действующим законодательством, Департамент недвижимости полагает, что в настоящее время необходимо провести мероприятия по образованию земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об обороте и в дальнейшем, осуществить государственную регистрацию права аренды на такой земельный участок.

2. О порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 1 статьи 14 Закона об обороте установлено, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Перечень решений, которые участники долевой собственности могут принять на общем собрании, установлен пунктом 2 статьи 14 Закона об обороте, и является закрытым.

В частности, подпунктами 2, 4, 7 пункта 3 статьи 14 Закона об обороте предусмотрено проведение общего собрания участников долевой собственности по вопросам соответственно утверждения проекта межевания земельных участков, утверждения размера долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания, и условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Решение иных вопросов участниками долевой собственности положениями пункта 1 статьи 14 Закона об обороте не предусмотрено.

При этом, согласно статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок образуемый в счет выдела земельных долей, принадлежащих несколькими собственникам, принадлежит на праве общей долевой собственности указанным собственникам.

В соответствии с пунктом 1 стати 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

http://economy.gov.ru/minec/references/ … 20130325_7

Сайт Admin

Поделиться